" Р е в о л ю ц и й
я
н е
з а м ы ш л я ю "
|
Интервью с Михаилом Смирновым о спектакле "Примадонны"
В Театре «Буфф» 5 и 6 мая - премьера комедии американского драматурга Кена Людвига «Примадонны» в постановке заслуженного артиста
России Михаила Смирнова.
- Посмотрела фрагмент репетиции. Вы, получается, делаете спектакль про любовь, а не про авантюру с переодеванием мужчин
в женщин ради добывания наследства?
- Один из моих любимых фильмов - «Фанни и Александр» Бергмана. Главная мысль, которую я из этого фильма вынес:
все нравственно, что ведет к продолжению рода. И в нашем спектакле Бабушка в финале говорит: «Мир - это не театр. Мир - это любовь».
- Но «Буфф» - это же смешной театр.
- Конечно. И никаких революций я не замышляю.
Для постановки я искал пьесу, которая бы подходила Театру «Буфф». Критерии: легкая, веселая, светлая, жизнерадостная,
то есть с задачей - сеять в зрителях «разумное, доброе, вечное».
- Вы служите в театре без малого двадцать лет. А Вам никогда не было узко в границах «буффовского» жанра?
- Всегда хочется большего, это закон развития. И когда мне предложили поработать в Москве на телевидении, я согласился.
Я же режиссер того самого многими ругаемого «Кривого зеркала» Евгения Петросяна.
Я уважаю этого человека за верность жанру эстрады, он его поддерживает всеми доступными ему средствами.
- И ваш уникальный руководитель Театра «Буфф» Исаак Романович Штокбант верен делу своей жизни.
- Да, несмотря на то, что многие уважаемые издания клюют нас за легкомыслие. А на самом деле - просто не хотят вникнуть в законы жанра.
А публика все равно голосует ногами.
- Людей рассмешить труднее, чем слезу выпросить?
- На мой взгляд - труднее. Некоторые говорят, что юмор - это математика. Процентов на шестьдесят это верно.
Но юмор очень связан с психофизикой человека. Индивидуум либо чувствует юмор, либо - не дано.
Репризу дай беспроигрышную, казалось бы, - он и ее уничтожит. К тому же и сам юмор бывает разным.
- Вы какой любите?
- Мне очень понравилось высказывание кинорежиссера Юрия Мамина. Он сказал приблизительно следующее:
«Юмор подразумевает высокую организацию человеческого интеллекта».
- Ай кью высокое...
На страницу "Театр "БУФФ"
|
- Да. Культурный багаж нужен для включения ассоциативного юмора. Иначе считывается только первый план,
а это, как правило, в лучшем случае уровень сказок. Яркий пример - громкие фильмы-сказки вроде «Аватара» или «Властелина колец»,
которые сюжетно недалеко ушли от наших сказок про Серого Волка,
Ковер- самолет, Иванушку-дурачка и Гусей-Лебедей. Если не включается второй план - восприятие идет на уровне
технологически мощной картинки и морализаторства. Эти рассуждения Юрия Мамина и мне близки.
- Комедия Кена Людвига «Примадонны» позволяет включить «второй план»?
- Мы хотим достать из пьесы человеческую историю - через характеры, через отношения, - не забывая при этом про жанр.
Чтобы через авантюрную бойкость сюжета проглядывали парадоксы жизни и людских судеб. Когда некогда рассуждать,
взвешивать решения, когда требуется совершать поступки ежеминутно, а порой и ежесекундно, - человек проявляется во всей своей подлинности.
- То есть именно индивидуальности определяют движение фабулы?
- Конечно. Экстремальная ситуация, в которую кидает героев автор, требует от каждого выкладки здесь и сейчас. На наших глазах.
- Сравнения со знаменитым мхатовским спектаклем, который часто привозят на гастроли, не боитесь?
- У нас совсем другой спектакль. Мы его приблизили к жанру бродвейского мюзикла. Музыкальный ряд нашего спектакля таит множество сюрпризов,
азарт молодых артистов присутствует в многочисленных танцевальных номерах. К тому же мы не собираемся скрывать, что этимология пьесы сложена
из трех уже ставших классикой произведений с переодеваниями - фильма «В джазе только девушки», пьесы Брэндона Томаса «Тетка Чарли»
(для нашего зрителя это всенародно любимый фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!») и комедии Шекспира «Двенадцатая ночь».
- Можно сумничать и добавить в этот красивый список брехтовского «Доброго человека из Сычуани».
- Можно и замечательный фильм «Тутси» добавить. Наш художественный руководитель Исаак Романович Штокбант часто сокрушается,
что нынче практически отсутствует в российской драматургии жанр комедии. «Чернуха» имеется в изобилии, а посмеяться драматурги не позволяют.
На Рацере с Константиновым все словно в этом направлении остановилось. Что же это за жизнь такая, что комедии больше не пишутся?
Поэтому спасибо Рэю Куни, Кену Людвигу и компании за то, что они дают российскому театру материал для смеха.
На главную
|