"
Ц
и
р
к

у
е
х
а
л
,

к
л
о
у
н
ы

о
с
т
а
л
и
с
ь
"

Добрая клоунада театра "Буфф" "Цирк уехал, клоуны остались".

-Вы свои шутки в цирке подбираете, Гудвин?
-Да, сэр.
Это - обмен любезностями в одном из славных романов Рекса Стаута (а именно - "Даже в лучших домах").
Что-то в том же роде можно сказать о занимательной новинке нашего театра "Буфф". Ее постановщик - И. Штокбант сам выступил как драматург. Но он написал комедию не для себя только: она вполне может показаться интересной для разных других легкомысленных театров и их благодарной публики. Смех в зале звучит не переставая.
Ничего общего с нашумевшим кинофильмом "Цирк сгорел, и клоуны разбежались". Нет, все куда проще. Бродячий цирк-шапито двинулся дальше, а два клоуна-партнера опоздали на поезд. Как быть? Надо попытаться жить как люди.
А начиналось все путем...
Отдадим должное сценографии художника Л. Пережигина. В его цирке своды и выдвижные порталы отделаны веселыми красно-синими ромбиками на ясном желтом фоне. Наверху светят фонари, тянутся канаты, маячат четыре немыслимых кактуса пунцово-свекольного отлива. Потом, в других эпизодах, кактусы будут меняться и в числе, и в расцветке - оттеняя перемену обстановки. А падуги и порталы шапито сохранятся в своей раскраске.
Но сначала голосистый шпрехшталмейстер, выйдя на арену, привычно объявляет очередной номер программы. Тут и выбегают клоуны. Их дуэт - стремительная словесная перепалка - в лучших обыкновениях манежа. Это, оказывается, только пролог.
Собственно действие начинается за кулисами цирка. Клоуны сбрасывают с себя балахоны и маски, понемногу обращаются просто в Гену и Костю. И когда обнаруживают, что поезд ушел, пробуют себя в условиях обыкновенной жизни. Но обыкновенное то-и-знай перехлестывает цирковое. Да и цирковая закваска поминутно напоминает о себе.
Спектакль воскрешает забытые эксперименты режиссеров-искателей двадцатых годов, таких как Ю. Анненков и С. Радлов, как С.Эйзенштейн, как Г. Козинцев и Л. Трауберг с их "Фабрикой эксцентрического актера", как Н. Фореггер... Они заботились тогда о "циркизации театра". Штокбант на свой лад наследует им. Но у него циркизация театра нет-нет да переливается в циркизацию сегодняшней нашей жизни. Цирк уехал, только не весь - его приметы уснащают повседневность...
Надо отдать должное обоим главным исполнителям: они на редкость точно уловили свои задачи, на них держится спектакль.
Гена - С. Магиленич играет "белого клоуна" в жизни: предприимчивость и смекалка не скрывает лирики чувств


На страницу "Театр "БУФФ"

в сценах с Ириной - А. Коршук. Она - жена нашего героя, женщина с цирковым прошлым.
А в эпизодах действия женой Гены прикидывается... его партнер Костя, "рыжий клоун". Например, в сцене ресторана Гена изображает победительного метрдотеля, а приземистый толстяк с писклявым клоунским голосом Костя - М. Трясоруков, в юбке, в белом фартучке, с наколкой на голове - разбитную, бойкую на язык официантку-подавальщицу. Идет супружеская перебранка, почти правдоподобная, сверкает каскад реприз. Цирк торжествует вовсю.
Мало того, посетители ресторанчика (и публика в зале) с восторгом наблюдают веселые чудеса. Вино, налитое Костей в бокал на одном столике, вдруг оказывается в бокале на столике у соседей. Иллюзионисты? Шутка со смыслом. Таких ловкачей немало в нашей нынешней ресторанной обслуге. А эти все равно ведь остаются самими собой - клоунами.
Или - эпизод, когда в ресторане "кайфует" компания лордов и их леди. Лорды перепоясаны орденскими лентами, но понемногу распоясываются. И тут заморская элита вдруг начинает смахивать на самых что ни на есть "новых русских". В их препирательствах насчет патриотизма отзываются интонации наших красных черносотенцев. Особого нажима театр, впрочем, не делает. Этот политический намек - всего лишь проходной штрих цирковой буффонады. Соль не в политике, а в кривозеркальном показе, что и впрямь сближает цирк и театральное зрелище такого рода. Оба - по одну сторону циркового барьера.
В спектакле немало актерских удач. Кроме названных непременно должна быть упомянута С. Кифа, актриса разносторонняя, здесь легко включающаяся в клоунские проделки (чего стоит хотя бы сцена массажа, не лишенная рискованных моментов). Бледнее остальные женские роли - драматургически они намечены пунктиром.
Оркестровые заставки и концовки эпизодов свободно вписываются в ткань действия, подымая его тонус. Но только отчего так растекается в раздумье бравурный марш И. Дунаевского из фильма "Цирк", переходя в грустноватый натуральный минор? Не оттого ли, что композитор спектакля М. Смирнов с постановщиком заодно?
Ни на кого не похожий молодой театр "Буфф" остается верен и здесь своему призванию - в том его успех.
Превосходен финал представления - бравурный парад участников. Все те, что проходили перед нами в эпизодах действия, все до одного - в клоунском обличье. Куплеты с подтанцовкой, акробатические трюки. Перевоплощаются актеры мгновенно. Цирк вернулся. Клоуны никуда не подевались. Все тут клоуны, все ликуют. И мы, зрители, с ними.





На главную

Hosted by uCoz