"Любовь - это Л..."

В петербургском "Буффе" существует добрая традиция: еще не дипломированные студенты курса художественного руководителя театра, Исаака Романовича Штокбанта, могут практиковать свое ремесло, выступая на профессиональной сцене. Последняя буффовская смена, с осени 2010 года демонстрирующая в Зеркальной гостиной театра музыкальную программу "Корабль "Надежда", в начале весны года текущего предъявила на суд публики свою новую работу, которую, после долгих раздумий, было решено назвать "Любовь – это Л…" Причем, первоначально данная работа не предназначалась для показа широкой аудитории в качестве полноценного концерта: "Любовь – это Л…" выросла из зачетного показа студенческих номеров, подготовленных вместе с актером и режиссером "Буффа" Михаилом Смирновым, который с большим азартом рассказал порталу "Жизнь – театр" о том, с чего все начиналось и во что это все вылилось.

– Михаил, как Вам удалось менее чем за два месяца создать столь интересную программу? Ребята проделывают массу цирковых номеров, играют на всевозможных инструментах, прекрасно поют, танцуют… Можно ли сказать, что данный курс Исаака Штокбанта особенно одаренный?
– Ребята молодцы. Они приносили множество идей, на основе которых мы что-то придумывали. Мы еще не все номера показали – многое пришлось убрать, дабы не перегружать программу. Были номера, в которые я сам практически не вмешивался, например, это песни группы "Сладкий грех", номер "Мальчики-зайчики", "Светящиеся мячи". Что касается одаренности… Каждый курс кажется особо одаренным. Уникальность этих ребят состоит в том, что они все очень музыкальные – и девочки, и мальчики играют на различных инструментах. Еще ни в одном из наших спектаклей не было такого, чтобы актеры аккомпанировали себе сами.

– В этом состоит особенность данной работы? Отличие от предыдущих студенческих работ?
– Не только студенческих, но и всех остальных. За все двадцатисемилетнее существование "Буффа" артисты впервые сами себе аккомпанируют!

– В первом спектакле "Корабль "Надежда" ребята поют под минусовую фонограмму?
- Да. Но этот спектакль – проба пера, учебная работа, поэтому мы держим ее, как бы, в скобках – может быть, будем показывать ее один раз в месяц, а, может быть, и нет. За это время ребята выросли, поняли, что им интересно.

– В Вашей новой работе, помимо прочего, много внимания уделяется почти забытому на современной эстраде жанру конферанса.
– Совершенно верно. Мы стремимся его возродить. Конферансье раньше были очень востребованы, они вели всевозможные концерты и всегда были самыми заметными людьми. Когда шел какой-то сборный концерт, зрители обязательно интересовались, кто ведет концерт, кто конферансье. Первыми были Николай Смирнов-Сокольский, Михаил Гаркави… Евгений Петросян, который присутствовал на нашем втором показе и сказал ребятам массу одобрительных, напутственных слов, тоже начинал с конферанса – он вел концерты у Утесова. Постепенно жанр сборного концерта стал сходить на нет: сейчас в Петербурге сборных концертов не существует, в Москве их мало. На смену конферансье пришли ведущие, которые произносят заранее заготовленные шутки, придуманные, как правило, авторами КВН. Жанр эстрадного конферанса практически прекратил свое существование. Но у публики он востребован, и хорошо, что находятся ребята, которым это интересно.

– Вашим ребятам, и не только тем, кто выступает в роли конферансье, хочется постоянно аплодировать, потому что они выступают, выкладываясь по полной!
– Да, концерт им нравится, они делают, что им хочется: несут тот юмор, что им присущ, поют ту музыку и танцуют то, что любят. В процессе работы над программой над ними не было насилия, их не заставляли делать что-либо им неинтересное. И, мне кажется, это видно: зрители чувствуют, что артистам хорошо, поэтому и зрителям сразу становится хорошо.

– Мне рассказали, что первоначально программу хотели назвать "Второй концерт". Почему в результате Вы пришли к названию "Любовь - это Л…"?
– Это Исаак Романович так хотел назвать. Курс, на котором учился Евгений Александров и другие артисты, ставшие первым коллективом "Буффа", выпустил много лет назад программу "Первый концерт". Для Исаака Романовича важна тема преемственности поколений, поэтому он предложил назвать музыкальную программу порядковым номером, следующим за тем, что уже был. Но мы хорошо подумали и все-таки решили, что ребята другие, поэтому и называть их работы мы будем по-другому. Название работы "Любовь - это Л…" родилось по строчке из песни, которая исполняется в программе. Причем точно неизвестно, кто именно придумал назвать программу именно этой строчкой из песни. Я подозреваю, что это была Яна Штокбант, наш художник.

– Эта песня, наряду с двумя другими, что исполняет импровизированный дуэт "Сладкий грех", авторская?
– Да, ребята сами сочинили свои песни. Всего их было четыре, но последнюю мы пока убрали, потому что посчитали, что этого будет много. Но все-таки мы попробуем ее вернуть – она необходима для того, чтобы логично завершить историю жизни этой группы. Мы хотим рассказать о рождении и закате звезды: как где-то во дворе родилась группа, как стала знаменитой, сделала себе невероятное шоу, потом потеряла славу и снова вернулась к тому, что было. В последней песне поется о том, что успех ушел, поклонницы ушли, деньги ушли, а что осталось? Любовь. А что такое любовь? Любовь – это "л", любовь – это "ю", любовь – это "б " и т.д.

– Сквозной темой, пронизывающей номера этого спектакля, является любовь?
– Они молодые, они поют о том, что их волнует в данный момент. А в данный момент их волнует любовь.

– В программе есть номера, посвященные обычаям других стран. Не было ли цели задать тему важности объединения людей разных народов?
– В лозунге "Миру – мир" нет ничего плохого, тем более что на сцене – ребята из разных концов России и бывшего СССР. "Эстонский твист", например, предложила Даша Гаврилова. Получилось смешно, здорово, во многом потому, что Даша из Нарвы, она понимает и чувствует то, что делает.

– Наверное, все номера Вам дороги, и выделить любимый номер сложно?
– Сложно еще и потому, что программа состоит из номеров, отличных друг от друга по жанру. Есть номера, например "Подносы" или тот же "Эстонский твист", которые сделаны чисто по эстрадным законам. Но есть номера, совершенно перпендикулярные эстрадным законам, созданные вопреки жанру. Мне бы никогда в жизни не пришло в голову придумать, скажем, "Самый короткий номер", который длится пять секунд, а у ребят незамутненное, свежее сознание, поэтому они придумывают такое.
– На Ваш взгляд, Вам удалось достичь гармонии в соединении разножанровых номеров?
– Есть номера, которые легко стыкуются друг с другом, но есть и те, которые стыковать сложно. В последнем случае мы склеили их при помощи конферанса. Но иногда без конферанса даже интереснее: когда номера идут встык, они имеют возможность обрести новые смыслы, они взаимообогащаются. То, что все номера разножанровые – это нормально. Существует такое явление на эстраде как концерт-обозрение. Это сборный концерт, в котором участвуют представители разных искусств: там есть речевые номера, танцевальные, клоунада, цирк. В Советском Союзе это был самый любимый вид концертов, на них выступали звезды первой величины.

– Каковы впечатления от премьерных показов? Как реагирует на работу студентов зритель?
– На данный момент состоялось два показа. Я бы особо отметил второй. Это был феерический спектакль. Публика приняла его замечательно: ребятам устроили овацию, кричали "браво!" С одной стороны – это большой аванс, с другой – артисты хорошо поработали и приятно, что их так щедро оценили.
Со словами Михаила Смирнова сложно не согласиться. Действительно, на концерте время пролетает незаметно, и зритель совершенно не знает, чего же ему ожидать в следующую минуту. Это может быть сеанс общего гипноза или задорная песня, акробатический номер или жонглирование светящимися мячами в темноте… Каждый из номеров заставляет удивляться богатству фантазии молодых ребят. Но главное, что все номера пронизаны любовью, и зритель чувствует это, проецируя любовь на себя.
Спасибо "Буффу" за еще один талантливый творческий рассказ ПРО ЛЮБОВЬ. Любовь – это Л… То есть то, что понятно без слов. Достаточно одного только взгляда, одного прикосновения, а порой и единственного звука, одной буквы...

Первоисточник

На страницу "Театр "БУФФ"

Hosted by uCoz