" Н а
г л а з а х
у
ж е н с к о й
б е р е г о в о й
о х р а н ы "
|
Пал Бекеш «На Глазах у Женской Береговой Охраны».
Премьера состоялась 7 декабря 2001 г.
Комедия (продолжительность 3 часа 10 мин. с 1 антрактом)
Режиссер-постановщик Михаил Смирнов ставит спектакль о мечте. О мечте каждого человека быть счастливым. Герои пьесы - люди, находящиеся под властью своего идеала счастья, недостижимого, но, непременно, прекрасного.
Режиссер-постановщик – заслуженный артист России Михаил Смирнов
Сценография и костюмы – Валерий Полуновский
Музыкальное оформление – Михаил Смирнов, Екатерина Соснило
В спектакле участвуют засл.артист России Андрей Соловьев, Светлана Вильгельм, засл.артистка России Елена Зубович, засл.артист России Сергей Магиленич, Андрей Хамидулин, Наталья Драгилева, Александр Стекольников, Екатерина Груца, Алексей Травин, Андрей Лёвин, Владимир Сута, Сергей Славин.
Причудливые новинки поставляет нынче в сезоне театр "Буфф".
Одна развертывается "На глазах у женской береговой охраны". На глазах у зрителя идет раскадровка ситуаций, смешных до абсурда.
А начинается все запросто. После залихватской, канканистой увертюрки занавес, раздвигаясь, открывает неуютную комнату без всякой обстановки. Голые стены. На полу - тюфяк, рядом, у телефона (тоже на полу), чемодан, на нем восседает некто и что-то такое настукивает на пишущей машинке. Как потом выясняется, это и есть страдающий герой комедии Милан Торда (роль исполняет Андрей Соловьев). Действие же происходит в Венгрии еще социалистических времен.
Милан только что стал счастливым обладателем этой жилплощади. Въехав сюда, сразу принялся за работу. Он переводчик и работает над текстом. В одной руке толстый словарь, другая стучит по клавишам машинки. Этот пловец по морю житейскому пока что ведать не ведает, какая чуткая береговая охрана (не только женская) его подстерегает.
Один за другим в комнате возникают незваные гости - соседи по квартире. Эффектно обтянутая платьем, с белой сумкой через плечо, в чем-то мохнатом и ярко-красном на голове (что можно принять за модный парик), эта бесцеремонная Красная Шапочка штурмует Милана с места в карьер, отрывает его от машинки. Экстравагантная незнакомка, полная жизни, не допускает, что его внимание может быть сосредоточено на чем-то, кроме нее. И вот они с Миланом стоят в обнимку, и он орудует застежкой ее платья...
С комическим воплем врывается Нандор Михач, муженек, хорошо знающий повадки своей Лидии. Он разбивает скульптурную группу, наводит порядок. Притом он миролюбиво завязывает отношения с новым соседом. Впрочем, эта чета (Светлана Вильгельм и Андрей Хамидуллин) еще только задает тон действию. Нашествие лишь началось...
Забредает сюда человек с палочкой, в черных очках и белой пилотке набекрень, с красным пледом через плечо, в ботинке на одной ноге и домашней туфле на другой. Он слеп и, как знать, может, и впрямь заблудился в густонаселенной квартире. Во всяком случае, условности общежития - не для него. С легкостью преодолевает пространство и время, не считаясь ни с кем. Мрачновато гротескная роль Иштвана Доржа оборачивается у Сергея Магиленича чередой мягко сверкающих парадоксов, пунктиром отрывистых движений.
С ясными, детскими, широко и недоуменно раскрытыми голубыми глазами, утопающими в подозрительных наркотических отеках, вышагивает по комнате Милана долговязый юнец Шаци (Михаил Гуро). Вышагивает в фантастически-драных джинсах, с заторможенной пластикой и спокойным младенческим непониманием происходящего вокруг. Лидия (Вильгельм) тут же атакует его, но - безответно...
Пародия на общежитейские нравы достигает апогея, когда вдобавок ко всему в комнату Милана въезжает... белая кровать с покоящейся там спящей особой в пышном белом чепце. Кровать обвешана: синим ведром, красным ночным горшком, зеленой сумкой и даже клеткой с пестрым попугаем. Толкает кровать медсестра Петронелла в монашеском одеянии. Можно сказать, понемногу комната Милана приобретает жилой вид...
На страницу "Театр "БУФФ"
|
Без всяких предисловий следует новая череда веселых самоуправств, заставляя Милана позабыть о муках творчества.
Спящая просыпается, высвобождается из-под одеяла, под белым халатиком с розовыми оборками задирает ножки в черных трико. Это - тетушка Грос. Играющая ее Светлана Кифа в паре с медсестрой Петронеллой (Еленой Зубович) победительно ведут свой эксцентрический дуэт в перекличке с остальными. Грани абсурдной ситуации множатся и дробятся. В финале задняя стена расступается, открывая черное небо с мерцающими звездами, рушатся и боковые стены... Проблема выносится на простор широких обобщений. Впрочем, зрелищные эффекты и их мотивировки нет ни возможности, ни смысла тут излагать - пусть то будут неожиданности для зала...
Достойно внимания другое. Комедия абсурда высмеивает идеалы коммунальной квартиры, не понаслышке знакомые нам и так близко угрожавшие социалистической когда-то Венгрии. Ситуации абсурда громоздятся друг на дружку, а под ними - беспредел. Творят беспредел, положим, сами участники, сослепу ли, сдуру - неважно. Ведь это всего лишь оттенки вторжения в личную жизнь человека, которая еще недавно считалась священной и неприкосновенной.
Совсем не о том, конечно, легкий фарс "Как любят зоаки". Но нежданную перекличку мотивов уловить все-таки можно.
Саша Гитри, французский фарсер - актер и драматург, - написал эту вещицу без малого век назад. В 1906 году ее увидел Париж, а осенью 1907 года ее уже играла труппа Сабурова в московском саду "Эрмитаж". Давно это было! Чуть сократив и переделав, ее деликатно вернула к жизни сцена петербургского "Буффа". И не зря...
Здесь больше тонкого юмора и безобидных бессмыслиц. А сценические происшествия почти переглядываются. Речь снова о беспределе - но только в отношении любви. До абсурда доведена светская практика легких супружеских измен и беспрепятственных связей. В одной пьесе самозванные завоеватели-обыватели с веселой бесцеремонностью оккупировали соседское жилье - под флагом "всеобщности". А в другой, постарее, - покоряли сердца, уже отданные не им.
Пьер Дальтур, ходок по дамской части, создал легенду о славном племени зоаков, обитающих на Лазурном острове у океанского побережья. Он - их убежденный единоверец. Жизнь там, на острове, течет без хитростей. Женщины племени принадлежат не мужьям и даже не только любовникам: они - достояние всего племени. Приверженец островитян, Пьер насаждает их нравы в Париже. Под прицел попадает прелестная Люсьена, жена далеко не молодого уже Анри Корделье.
Пьера изображает Александр Поляков, Люсьену - Ника Козоровицкая, Анри - тот же Андрей Хамидулин, "вечный муж", получивший сходную роль и в пьесе Бекеша. На сцене "Буффа" ценят такие роли, и играют их легкие на подъем мастера своего дела. Впрочем, помимо этой извечной триады фарса тут много значат и две интриганки, чьи внезапные вторжения в действие влекут за собой смех наповал. Задорную мадемуазель Кики, полусводницу, полукакетку, премило играет Татьяна Кулакова (а когда-то, в сабуровском спектакле, роль исполняла сама Елена Грановская!). Хозяйку гостиницы, возникающую всегда так некстати, с фарсовым блеском преподносит Елена Зубович (она же - медсестра Петронелла в первой новинке).
Обе комедии выразительно оформил на сцене изобретательный художник Валерий Полуновский.
Ставили же их два молодых режиссера одной театральной школы. И Михаил Смирнов - постановщик спектакля "На глазах у женской береговой охраны", и Алексей Капилевич - постановщик фарса "Как любят зоаки" вместе кончали Театральную академию на Моховой у признанного мэтра комедийной режиссуры И. Р. Штокбанта, художественного руководителя петербургского театра "Буфф". Сидели, что называется, на одной парте. И теперь под руководством учителя выпустили первые самостоятельные полнометражные работы с на редкость современными интонациями.
Культура комического сказывается в обоих спектаклях. Школа проходит проверку на зрелость и во многом выдерживает ее.
Успех у зрителей тому порука.
18.05.02
На главную
|